Какие «страстишки» владеют Ноздрёвым? Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

Какие «страстишки» владеют Ноздрёвым? Н. В. Гоголь «Мёртвые души».

  1. В образе Ноздрева Гоголь представляет нам лживо-нахальную разновидность пошлости . Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе Евгений Онегин .

    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком
    (Как вам, конечно, он знаком).. .

    Основные черты характера Ноздрева это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда говоруны, кутилы, лихачи , в их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое , они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке .

    Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его .

    И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, подвиги этого богатыря не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

    Сам мотив разгулья удалого , широкой русской души , присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев это лишь видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его широкой натурой : нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек .

    Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая неподвижность образа естественна для эпического произведения.

    Таким образом, созданный Гоголем характер хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

    Подробно


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *