РП СР Пр ПОГКУ( т )заочка 2016



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Выпускающая кафедра «Финансовое право и налогообложение»

Президент Юридического института

Зав.кафедрой ________________А.П. Овечкин

_____________________Н.А. Духно

«_____»______________ 2015 г.

«_____»______________ 2015 г.

 

 

Кафедра

Теория права и природоресурсное право

 

 

Автор:

Кузьмин Валерий Николаевич, к.ю.н., доцент

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Сравнительное правоведение

 

 

 

Направление:

40.04.01 «Юриспруденция»

 

 

Профиль:

«Правовые основы государственного и корпоративного управления (на транспорте)»

 

 

Квалификация (степень) выпускника:

магистр

 

 

Форма обучения:

заочная

 

 

Одобрена на заседании

Учебно-методической комиссии института

Протокол № ______

«____» ___________ 2015 г.

Председатель УМК _______М.Ю. Филиппова

Одобрена на заседании кафедры

 

Протокол № ______

«____» ___________ 2015 г.

Зав.кафедрой ___________И.В. Дойников

 

Москва 2015 г.

1.

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении учебной дисциплины предполагается ознакомление с объектом, предметом, источниками и принципами сравнительного правоведения, его значимостью. Сложность правовой карты мира обуславливает необходимость изучения основных подходов к классификации правовых семей и правовых систем современности. В целях полного усвоения учебной дисциплины и формирования необходимых компетенций следует обращаться к изучению отдельных правовых семей современности. Изучение учебной дисциплины предполагает обращение к научной и учебной российской и зарубежной литературе, а также к источникам российского и зарубежного права.

Цель изучения дисциплины: формирование представлений о сравнительном правоведении и об основных правовых семьях и правовых системах современности.

Задачи изучения дисциплины:

• получение знаний для их применения в правотворческой деятельности, в том числе при подготовке нормативных правовых актов;

• выработка умения применять полученные знания в процессе организационно-управленческой деятельности;

• овладение методикой осуществления научно-исследовательской деятельности;

• выработка навыков осуществления педагогической деятельности, в том числе, преподавания юридических дисциплин и осуществления правового воспитания;

• получение знаний о процессах формирования и развития идей сравнительного правоведения;

• формирование представлений об объекте, предмете, источниках и принципах сравнительного правоведения;

• получение знаний о классификации правовых семей, об истории развития правовых семей современности;

• формирование представлений о месте и роли сравнительного правоведения в обществе;

• получение знаний о взаимосвязи и взаимодействии международного и внутригосударственного права;

• овладение методикой исследования национальных правовых систем.

 

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Данному курсу должно предшествовать изучение дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права России», а также основных международно-правовых, отраслевых, прикладных и специальных учебных дисциплин правоведения. Для успешного освоения учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» необходимо обладать знаниями по истории, философии, политологии, социологии.

 

   3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕОДУЛЮ) соотнесенные С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММ

В результате освоения дисциплины студент должен:

п/п

Код и название

компетенции

Ожидаемые результаты

1.

ОК-3 — способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

Знать теоретические основы познавательной, мыслительной деятельности

Уметь осуществлять поиск, обобщение и анализ информации

Владеть навыками планирования своей деятельности

4.

ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

Знать теоретические основы правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проекты

Уметь выявлять коррупционные факторы в нормативных правовых актах и их проектах

Владеть навыками составления заключений по результатам антикоррупционной экспертизы и выработки рекомендаций по устранению коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов и их проектов

7.

ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;

Знать теоретические основы инновационных процессов в профессиональной деятельности

Уметь воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности

Владеть навыками реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности

10.

ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

Знать теоретические основы научно-исследовательской деятельности

Уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области права

Владеть практическими навыками и методикой научно-исследовательской деятельности в области права

13.

ПК-12: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

Знать теоретические основы методики и практики подготовки к занятиям по юридическим дисциплинам

Уметь методически грамотно преподавать юридические дисциплины

Владеть навыками методики подготовки и преподавания юридических дисциплин

16.

ПК-13: способностью управлять самостоятельной работой обучающихся;

Знать методику организации самостоятельной работы обучающихся

Уметь организовывать самостоятельную работу обучающихся

Владеть навыками организации самостоятельной работы обучающихся

19.

ПК-14: способностью организовывать и проводить педагогические исследования;

Знать теоретические основы исследовательской работы

Уметь методически грамотно организовывать и проводить педагогические исследования

Владеть навыками организовывать и проводить педагогические исследования

 

?

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ

 

4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:

4 зачётные единицы,

144 часа,

 

4.2. Распределение объема учебной дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся:

 

Вид учебной работы

Количество часов

Всего по учебному плану

Семестры

№1

№2

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего):

8

8

 

В том числе:

 

 

 

Лекции (Л)

2

2

 

практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия

6

6

 

лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)

 

 

 

Контроль самостоятельно работы (КСР):

 

 

 

Самостоятельная работа (всего):

100

100

 

Экзамен

36

36

 

ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

Часы:

144

144

 

Зач. ед.:

4

4

 

Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)

 

 

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)

Зачет,
Экзамен

Зачет Экзамен

 

 

4.3. Разделы учебной дисциплины

п/п

Семестр

Раздел
учебной

дисциплины

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости(по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

Л

ЛР

(П)

ПЗ

КСР

СР

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

1

Раздел 1.

Теоретические основы сравнительного правоведения

Понятие сравнительного правоведения. Природа сравнительного правоведения. Цели и функции сравнительного правоведения. Объект и предмет исследования. Принципы сравнительного правоведения. Методология сравнительного правоведения. Место сравнительного метода в правоведении, его соотношение с иными методами познания государства и права. Источники сравнительного правоведения. Связь сравнительного правоведения с философией, с общественными науками. Сравнительное правоведение и международное право. Сравнительное правоведение и европейское право. Сравнительное правоведение как наука и как учебная дисциплина. Его место и роль в юриспруденции. Современные тенденции развития сравнительного правоведения. Сферы его применения.

2

 

 

 

10

12

 

2

1

Раздел 2.

История сравнительного правоведения

Зарождение и развитие сравнительного правоведения в древнем мире. Идеи сравнительного правоведения в Древней Греции и Древнем Риме. Становление сравнительного правоведения в Древнем Китае, Индии, странах Ближнего и Среднего Востока. Эволюция идей сравнительного правоведения в Средние века. Развитие теории сравнительного права на базе национальных правовых систем западноевропейских стран в XV-XVIII вв. Эволюция идей сравнительного правоведения в XIX-XX вв. Первый Международный конгресс сравнительного права (Париж, 1900). Расширение географии развития сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение в России до Октябрьской революции 1917г., его развитие в советской и постсоветской России.

 

 

2

 

10

12

 

3

1

Раздел 3.

Понятие и виды правовых семей

Правовая система как ключевая категория сравнительного правоведения. Её соотношение с категорией правовая семья. Компонентный состав правовой системы. Связь правовой системы с иными социальными системами и институтами (политическая система, экономическая система, религия и т.д.) Особенности формирования правовых семей. Дифференциация правовых семей. Основные подходы к их классификации. Проблема критериев классификации. Относительный характер классификации правовых семей. Основные правовые семьи современности. Проблема смешанных правовых систем. Понятие «кочующих» правовых семей. Развитие правовых семей современности. Особенности их взаимодействия в современном мире.

 

 

 

 

20

20

 

4

1

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

Общая характеристика правовых систем современного мира. Распространение правовых систем. История правовых систем (основные этапы развития). Взаимопроникновение правовых систем. Характерные особенности правовых систем. Основные источники правовых систем. Соотношение закона с иными источниками права. Обычаи в системе источников права, их виды и признаки. Эволюция роли обычаев в правовых системах современного мира. Судебная практика в системе источников правовых систем современного мира, ее виды и особенности. Правовая доктрина, её влияние на различные правовые процессы.

 

 

2

 

10

12

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

Практические занятия

 

 

2

 

50

52

 

 

1

Промежуточная аттестация

 

 

 

 

 

36

Экзамен

зачет

 

 

ВСЕГО

2

 

6

 

100

144

 

 

4.4. Практические занятия

п/п

№ семестра

Тема (раздел) учебной дисциплины

Наименование практических занятий

Всего часов / из них часов в интерактивной форме

1

2

3

4

 

1

1

Раздел 1.

Теоретические основы сравнительного правоведения

Понятие и структура правовой системы общества.

 

2

1

Раздел 2.

История сравнительного правоведения

Общая характеристика основных этапов развития сравнительного правоведения.

 

3

1

Раздел 3.

Понятие и виды правовых семей

Основные подходы к классификации правовых семей современности

 

4

1

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

Романо-германская правовая семья

2

5

1

Правовые системы стран Латинской Америки

 

6

2

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

 

 

7

2

Правовые системы Скандинавских стран

 

8

2

Англосаксонская правовая семья

 

9

2

Правовая система США

 

10

2

Правовая система Шотландии

 

11

2

Мусульманское право

2

12

2

Индусское право

 

13

2

Правовые системы Дальнего Востока

 

14

2

Обычное право Африки

 

15

2

Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран

2

Итого

6

Работа на практическом занятии включает в себя: умение слушателя сделать разносторонний научно-обоснованный доклад; готовность к научной полемике; применение должной академической аргументации. Не допускается механическое изложение учебного материала. Часть практических занятий проводится в форме диалога, научной дискуссии, кейс-стади. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям слушатели могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.

 

4.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Структурно-логические или заданные технологии обучения представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. Логика структурирования таких задач может быть разной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.

Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определённого сюжета (например, судебный процесс в римском праве). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Компьютерные технологии реализуются в рамках системы «учитель—компьютер—ученик» с помощью обучающих программ различного вида (для заочной и дистанционной формы обучения).

Диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на уровне «учитель—ученик», «ученик–ученик», «учитель—автор», «ученик—автор» в ходе постановки и решения учебно-познавательных задач (все формы обучения).

Тренинговые технологии — это система деятельности по отработке определенных алгоритмов учебно-познавательных действий и способов решения типовых задач в ходе обучения (тесты и практические упражнения).

   6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

п/п

№ семестра

Тема (раздел) учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента.

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы.

Всего часов

1

2

3

4

5

1

1

Раздел 1.

Теоретические основы сравнительного правоведения

Конспектирование учебного пособия;

Работа с тестами и вопросами для самопроверки

10

2

1

Раздел 2.

История сравнительного правоведения

Конспектирование учебного пособия;

Работа с тестами и вопросами для самопроверки

20

3

1

Раздел 3.

Понятие и виды правовых семей

Конспектирование учебного пособия;

Работа с тестами и вопросами для самопроверки

30

4

1

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

Конспектирование учебного пособия;

Работа с тестами и вопросами для самопроверки

26

5

2

Раздел 4.

Правовые системы в современном мире: их характеристика и классификация

Конспектирование учебного пособия;

Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

Решение ситуационных задач.

24

Итого

100

 

 

 

 

   7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1. Основная литература

п/п

Наименование

Автор (ы)

Год и место издания. Место доступа

Используется при изучении разделов, номера страниц

 

2

3

4

5

1/

Сравнительное правоведение (бакалавриат и магистратура), учебное пособие

Власов В.И.. Власова Г.Б., Денисенко С.В.

М.: КНОРУС, 2016.

http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

 

1-4.

C.8-248

2,

Сравнительное правоведение: вопросы теории и практики. Монография.

Захарова М.В.

М.: Проспект. 2013.

http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

1-4,

С.3-157

 

 

7.2. Дополнительная литература

п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания .Место доступа

Используется при изучении разделов, номера страниц

1.

Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности)

А.Х. Саидов под ред. В.А. Туманова

М.: Юрист, 2004

http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

1-4.

С. 3-448

2.

Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов.

М.Н. Марченко

М.: Изд. «Зерцало». 2001

 

 

3.

Введение в сравнительное правоведение: учебное пособие

Л.Т. Бакулина, А.Р. Губайдуллин.

Казань: Казан.ун-т, 2011. http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

1-4

С. 8-145

4.

Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. — 2-е изд., доп. и перераб.

/А.Х. Саидов; под ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова

М.: Юристъ, 2007. http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

1-4

С. 3-347

5.

История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»: в 2 т. /- 3-е изд., перераб. и доп. -Т.1: Древний мир и Средние века.

О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко и др.; отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О. А. Жидков.

М.: НОРМА, 2009. http// www.buk.ru./ Библ. ЮИ МИИта

 

1-4

с.8-287

 

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации — www.izak.ru

Справочная правовая система «Консультант Плюс» — www.cons-plus.ru

• Справочная правовая система «Консультант Плюс»

http://miit.ru/portal/page/portal/miit/library/e-catalogue

http://elibrary.ru/

http://book.ru/

http://ui-miit.ru

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

ОС Windows 7; WindowsXP

 

10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Для проведения лекций с демонстрацией слайдов используется мультимедийное оборудование.

Для проведения семинарских занятий используется оборудование компьютерных классов с возможностью выхода в локальную сеть университета и в сеть Интернет:

а) для поиска и ознакомления с источниками права (ИПС Консультант-Плюс);

б) для проведения компьютерного тестирования 2 раза в семестр.

Для самостоятельной работы студентов используется оборудование компьютерных классов с возможностью выхода в локальную сеть университета и в сеть Интернет:

а) для поиска и ознакомления с источниками права;

б) для использования электронной библиотеки студента.

 

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Изучение дисциплины обеспечивает магистрантов необходимым инструментарием для формирования необходимых компетенций магистра юриспруденции.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки направлению 40.04.01 «Юриспруденция», реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных форма составляет более 30 процентов всех аудиторных занятий (определяется в соответствии с требованиями ФГОС).

В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, налоговыми консультантами и практикующими юристами. В качестве интерактивных форм обучения в процессе преподавания дисциплины используется обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические и др.). В процессе изучения дисциплины используется информационная инфраструктура, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом).

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Основными видами аудиторной работы студентов являются практические (семинарские) занятия. В ходе практических занятий раскрываются и разъясняются основные понятия изучаемого раздела, даются рекомендации по углубленному изучению курса. Также занятия служат для контроля преподавателем уровня подготовки студентов, закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки доклад, приобретения опыта публичных выступлений, ведения дискуссии и защиты высказанной точки зрения. При подготовке к практическому занятию, студенту рекомендуется ознакомится с учебными материалами настоящей рабочей программы учебной дисциплины.

Основное в подготовке и проведении семинаров и практических занятий — это самостоятельная работа студентов над изучением темы семинара и практического занятия, состоящая из изучения научных трудов, учебной литературы, первоисточников по проблематике дисциплины.

Основные задачи самостоятельной работы студентов по дисциплине:

− научиться мыслить системно и концептуально;

− научиться развивать творческий и аналитический подход к проблемам преподавания юридических дисциплин;

− научиться применять на практике знания, полученные в ходе аудиторных и выездных занятий, а также и при работе с литературой.

Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды деятельности:

проработку лекционного материала;

изучение программного материала, неизложенного на лекциях (работа с дополнительной литературой);

подготовка к практическим занятиям;

подготовка докладов и рефератов

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

− работа с учебной и научной литературой по разделам дисциплины;

−посещение выставок и презентаций;

− подготовка к аудиторным занятиям и промежуточному контролю знаний;

− выполнение курсовой работы;

− подготовка к рубежному контролю знаний.

Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное освоение учебной и научной литературы по изучаемой дисциплине.

При изучении основной рекомендуемой литературы студентам необходимо обратить внимание на выделение основных понятий, их определения, научно-технические основы, узловые положения, представленные в изучаемом тексте.

В качестве информационно-справочного материала полезно использовать энциклопедические и научно-технические словари.

Следует обратить внимание на схематическое представление излагаемого материала в виде рисунков, схем, графиков и диаграмм. Они способствуют более быстрому восприятию и запоминанию учебного материала.

Для контроля усвоения содержания темы рекомендуется ответить на контрольные вопросы, которые обычно даются в конце соответствующих глав и параграфов учебников и учебных пособий.

При самостоятельной работе студентов с дополнительной литературой необходимо выделить аспект изучаемой темы (что в данном материале относится непосредственно к изучаемой теме и основным вопросам). Дополнительную литературу целесообразно прорабатывать после основной, которая формирует базис для последующего более глубокого изучения темы. Дополнительную литературу следует изучать комплексно, рассматривая разные стороны изучаемого вопроса.

Обязательным элементом самостоятельной работы студентов с литературой является ведение необходимых записей: конспекта, выписки, тезисов, планов, рефератов.

Конспект − краткое письменное изложение основных положений, идей и выводов литературного источника.

Выписка − краткие записи в виде эскизов, схем, цитат, либо основных идей, изложенных близко к тексту, с обязательным указанием источника заимствования.

Тезисы − краткое структурированное изложение основных идей и положений из прорабатываемого материала.

План − последовательность изложения изучаемого материала источника, раскрывающее основную логику содержимого.

Реферат − сокращенное изложение содержания литературного источника с основными фактическими сведениями и выводами.

Семинарские и практические занятия проводятся в соответствии с планами-заданиями.

Готовиться к семинару и практическому занятию следует заранее, а не накануне его проведения. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, вопросами, выносимыми на практическое занятие и другими материалами, уяснить вопросы, содержание занятия и цели его проведения. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.

Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению нормативного материала, специальной литературы. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.

Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студент должен быть готов к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).

Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.

Следует помнить, что докладчики и содокладчики назначаются преподавателем — руководителем семинара заблаговременно и, как правило, из числа желающих. При необходимости с ними проводится дополнительная консультация. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (нормативным правовым актам, материалам правоприменительной практики, конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и др.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи.

Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развитая дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателей, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам.

Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться ц активному участию в семинаре.

Перед проведением семинара могут быть назначены консультации. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, В консультациях могут нуждаться все студенты, в том числе и наиболее активные из них, желающие углубить свои знания по тому или иному вопросу. Но особенно потребность в них ощущают те студенты, которые встретились с затруднениями при изучении отдельных вопросов учебной программы курса, при написании курсовой работы, научного доклада, при подготовке к зачету, экзамену и т.д.

При изучении литературы, нормативного и иного материала следует выделять вопросы, которые остались непонятными, требуют дополнительного усвоения. Практика показывает, что консультациями пользуются далеко не все, кто в них нуждается, Поэтому иногда консультация проводится по инициативе преподавателя — тогда она является обязательной для студента. Обязательная консультация заключается в индивидуальной беседе преподавателя с каждым вызванным студентом по тому кругу вопросов и проблем, по которому он проявил незнание.

В целях контроля уровня подготовленности студентов, развития и закрепления у них профессиональных навыков и умений краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе занятий проводит контрольные работы.

Консультации могут быть введены непосредственно в расписание занятий. В этом случае они являются общими для всей группы (нескольких групп) или всего курса в целом.

На групповых консультациях могут быть рассмотрены вопросы организации работы студентов (например, по подготовке курсовых работ), либо обсуждены конкретные проблемы.

В ходе консультации важно получить ответ на поставленные вопросы. Следует иметь в виду, что преподаватель может и не дать полного и исчерпывающего ответа, но в этом случае он обязательно порекомендует для самостоятельного изучения соответствующую учебную литературу, другие источники.

В случае пропуска семинарского (практического) занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Студент не допускается к экзамену, если у него есть задолженность по семинарским и практическим занятиям.

 

 


Без рубрики

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *