РП Введение в профессию



1

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Северо-Западный институт (филиал) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель Методического совета

__________________О.А. Белов

«_______» ____________ 2015 г.

 

 

«ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная,

заочная форма ускоренного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2015

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПОпо направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2010 г. № 464, профиль подготовки: общий

 

Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения набора 2015года, заочной формы обучения набора 2015 года, заочной формы ускоренного обучения набора 2015 года

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Методического совета Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)26 июня 2015 г, протокол № 9.

 

 

 

Автор-составитель: Жариков А.А. — к.ю.н, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

 

Рецензенты:

Макарьин А.А. — к.ю.н, доцент, адвокат Коллегии адвокатов «Советник»

Лазарева М.Н. —зав.кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Северо-Западный институт (филиал)

Университета имени О..Е. .Кутафина (МГЮА), 2015

 

Содержание

1.

Цели освоения учебной дисциплины……………………………..4

 

 

2.

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО………………9

 

 

3.

Структура и содержание учебной дисциплины………………..10

 

 

 

Содержание дисциплины (программа курса)……………………16

 

 

 

Лекции……………………………………………………………….20

 

 

 

Практические занятия……………………………………………27

 

 

 

Самостоятельная работа студента……………………………30

 

 

4.

Образовательные технологии……………………………………33

 

 

5.   

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов……………………………………………………………34

 

 

 

Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС…………………………………………………………………40

 

 

6.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:…………………………………………………………42

 

 

7.

Учебно-методическое обеспечение………………………………57

 

 

8.

Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Цели освоения учебной дисциплины

 

Основной целью изучения учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» является профессионально-компетентностная подготовка студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО1, в том числе: ознакомление и расширение знаний о выбранной ими профессии, об особенностях профессиональной деятельности юриста; формирование и углубление знаний о сферах и направлениях профессиональной юридической деятельности, видах профессии юриста; приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности правоохранительных и иных органов.

Освоение данной дисциплины дает также возможность углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, которые студент будет изучать в дальнейшем, позволяет получить обширные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной юридической деятельности, в частности, работы в государственных или в коммерческих структурах.

Виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка бакалавров в рамках учебной дисциплины. В зависимости от содержания юридической деятельности, сферы ее применения, форм и методов ведения она подразделяется на ряд видов.

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, основными видами профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, являются: нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая.

Существование различных видов юридической деятельности обуславливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида деятельности затруднительно.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студентВ вышеупомянутом федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (п. 4.4) отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

— нормотворческая деятельность (участие в подготовке нормативно-правовых актов);

— правоприменительная деятельность (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершенствование действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов);

— правоохранительная деятельность (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

— экспертно-консультационная деятельность (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

— педагогическая деятельность (преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания).

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

Успешно завершившим изучение дисциплины «Введение в профессию» на первом курсе признается студент, который обладает следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

— обладает культурой поведения, готов к совместной работе с коллегами;

— стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства;

— осознает социальную значимость будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

— способен анализировать жизненно важные проблемы и находить законные пути их решения;

— способен работать с современными информационными ресурсами (в том числе правовыми системами);

— способен устанавливать приоритеты и делать выбор;

— способен выстраивать конструктивный диалог и участвовать в дискуссиях;

— обладает достаточной степенью коммуникативности, открытости в общении с людьми.

(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11, ОК-12,ОК-13)

Профессиональные компетенции:

В результате освоения вышеназванной дисциплины студент-первокурсник должен:

1. Знать:

— место, роль и значение учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин;

— основные черты и содержание юриспруденции как собирательного понятия, охватывающего все сферы приложения труда юриста: юридическую практику, юридическое образование и юридическую науку;

— сущность и содержание своей будущей профессии, историю ее становления и развития;

— содержание профессионального труда юриста, сферы и направления юридической деятельности, виды профессии юриста и их специфические особенности;

— профессиональные требования, предъявляемые к юристу, его основные права и обязанности;

— основное предназначение профессиональной деятельности юриста

в сферах государственной власти, управления, охраны правопорядка, в области рыночных отношений.

2. Уметь:

— оперировать юридическими понятиями и категориями;

— правильно формулировать основные государственно-правовые проблемы;

— самостоятельно работать с учебной, научной юридической и иной

литературой и нормативными материалами, содержащимися как на бумажных носителях, так и в электронном виде;

— постоянно изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

— анализировать и обобщать правовые акты, использовать их на практических (семинарских) занятиях, при подготовке контрольных и курсовых работ.

3. Владеть навыками:

— творческой работы с нормативными правовыми актами, всестороннего изучения судебной практики;

— оценки, анализа и обобщения законодательства и практики его

применения;

— анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной юридической деятельности;

— сбора, хранения и обработки правовой и иной информации компьютерными методами;

— применения юридической техники в профессиональной деятельности юриста.

(ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-18, ПК-19)

 

2.

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО

 

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» относится к вариативной части профессионального цикла ОП ВО. Данная дисциплина носит вводный (ознакомительный) характер. Необходимость в этой дисциплине объясняется тем, что прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисциплин, студент должен получить изначальное представление о содержании профессии юриста, основных сферах и направлениях юридической деятельности, требованиях, предъявляемых к юристам, профессиональной этике юристов, юридической технике и других сторонах профессии юриста.

Знание указанных вопросов позволит студентам лучше освоить учебные дисциплины, предусмотренные учебным планом для подготовки профессии юриста.

Изучение данного курса должно быть построено на основе знаний и умений, приобретенных студентом в результате освоения таких предметов, как «Обществознание» и «Право», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.

Успешное освоение курса «Введение в профессию» — первый шаг на пути фундаментальной подготовки юриста, осуществляемой на основе изучения теоретико-исторических и отраслевых дисциплин по специальности «Юриспруденция».

К дисциплинам, раскрывающим теоретические, методологические проблемы государства и права, закономерности их возникновения и исторического развития, относятся: теория государства и права; история отечественного и зарубежного государства и права; история политических и правовых учений. Эти дисциплины позволяют студенту получить глубокие знания, используя которые он сможет понять внутренние закономерности права, его структуру, изучить основные юридические понятия, осознать роль права и государства в жизни общества.

Наибольшая часть учебного времени предусмотрена для изучения отраслевых дисциплин. Здесь изучаются конституционное, муниципальное, уголовное, гражданское, трудовое, жилищное, семейное, финансовое, международное и другие отрасли права.

 

3.

Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» составляет 72 часа по каждой из форм обучения (очной, заочной и заочной ускоренного обучения).

Тематический план

для студентов очной формы обучения

 

п/п.

Тема учебной дисциплины

 

 

семестр

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Лекции

Практические

занятия

СРС

Образовательные технологии

1.

Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин

1

2

6

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

2.

Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

1

2

6

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

3.

История становления и развития профессии юриста

1

2

6

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

4.

Профессия — юрист (общие

положения)

1

2

2

6

Лекция-презентация, практика публичного выступления

Опрос

5.

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

1

1

8

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

6.

Профессиональные навыки

юриста

1

 

1

8

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

7.

Правовая культура и профессиональная этика юриста

1

1

8

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

8.

Юридическая техника в профессиональной деятельности

юриста

1

1

2

8

Лекция-презентация, работа в малых группах,

дебаты

Опрос

 

Итого:

 

12

4

56

 

72

 

Тематический план для студентов

заочной формы обучения

 

п/п.

Тема учебной дисциплины

(курса)

 

семестр

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Всего

часов

Лекции

Практические

занятия

СРС

Образовательные технологии

1.

Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин

Установочная сессия

1

16

 

Контрольная работа

2.

Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

1

16

 

Контрольная работа

Итого

2

 

32

 

 

3.

История становления и развития профессии юриста

1

5

 

Контрольная работа

4.

Профессия — юрист (общие

положения)

1

7

 

Контрольная работа

5.

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

1

5

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

6.

Профессиональные навыки

юриста

 

1

7

 

Контрольная работа

7.

Правовая культура и профессиональная этика юриста

1

5

 

Контрольная работа

8.

Юридическая техника в профессиональной деятельности

юриста

1

 

2

5

Лекция-презентация, работа в малых группах,

дебаты

Опрос

Итого 1 семестр

 

2

32

 

 

Контроль (зачет)

 

 

4

 

 

Итого:

 

2

2

64

 

72

 

 

Тематический план для студентов

заочной формы ускоренного обучения

п/п.

Тема учебной дисциплины

(курса)

 

семестр

Виды учебной деятельности

и трудоемкость (в часах)

Всего

часов

Лекции

Практические

занятия

СРС

Образовательные технологии

1.

Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин

Установочная сессия

1

16

 

Контрольная работа

2.

Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

1

16

 

Контрольная работа

Итого

2

 

32

 

 

3.

История становления и развития профессии юриста

1

5

 

Контрольная работа

4.

Профессия — юрист (общие

положения)

1

7

 

Контрольная работа

5.

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

1

5

Лекция-презентация

 

Контрольная работа

6.

Профессиональные навыки

юриста

 

1

7

 

Контрольная работа

7.

Правовая культура и профессиональная этика юриста

1

5

 

Контрольная работа

8.

Юридическая техника в профессиональной деятельности

юриста

1

 

2

5

Лекция-презентация, работа в малых группах,

дебаты

Опрос

Итого 1 семестр

 

2

32

 

 

Контроль (зачет)

 

 

 

 

4

 

Итого:

 

2

2

64

 

72

 

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

 

 

Тема 1. Место учебного курса «Введение в юридическую профессию» в системе юридических дисциплин

1. Общеобразовательное и практическое значение учебного курса.

2. Объект и предмет введения в профессию.

3. Понятие методологии введения в профессию.

4. Сущность и содержание введения в профессию.

5. Междисциплинарные связи введения в профессию в системе социальных и юридических наук.

 

Тема 2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

1. Понятие юриспруденции, и ее основные характеристики.

2. Юридический тезаурус.

3. Содержание юридической науки и практики.

4. Роль и значение юриспруденции в обществе.

5. Юриспруденция как сфера специальных знаний.

 

Тема 3. История становления и развития профессии юриста

1. Профессия юриста в эпоху Античности

2. Профессия юриста в Средние века.

3. Профессия юриста в эпоху Возрождения.

4. Профессия юриста в Новое и Новейшее время.

5. Профессия юриста в условиях глобализации.

 

Тема 4. Профессия — юрист (общие положения)

1. Понятие и основные виды профессиональной деятельности юриста.

2. Содержание и структура профессиональной деятельности юриста.

3. Составляющие юридической профессии.

4. Особенности профессиональной деятельности юриста.

5. Понятие, основные черты и специфические особенности профессии юриста.

6. Методика подготовки к профессии юриста.

7. Юристы в системе общественного разделения труда.

8. Социальная ценность профессии юриста.

9. Общественная потребность в труде юристов.

 

Тема 5. Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

1. Отрасль правовых работ и ее структура.

2. Динамика профессии юриста. Профессиональная карьера юриста.

3. Сообщество юристов.

4. Виды юридической профессии.

5. Юрист в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

6. Юрист в правоохранительных органах.

7. Юрист в государственных организациях, учреждениях, предприятиях.

8. Юрист в сфере бизнеса (корпоративный юрист).

9. Правозащитная деятельность юристов.

 

Тема 6. Профессиональные навыки юриста

1. Техника юридического труда

2. Работа юриста с информацией.

3. Правовое мышление.

4. Межличностные коммуникации юриста.

5. Проведение бесед и консультаций.

6. Интервьюирование и консультирование клиента.

7. Анализ дела и выработка позиции по делу.

8. Навыки допроса в суде и выступления в судебных прениях.

9. Применение альтернативных способов правового разрешения споров.

 

Тема 7. Правовая культура и профессиональная этика юриста

1. Правовая культура юриста: понятие и основные черты.

2. Структура и функции правовой культуры юриста.

3. Деформация профессионального сознания юриста.

4. Содержание профессиональной этики юриста.

5. Основные принципы профессиональной этики юриста

6. Понятие и разновидности профессиональной этики юриста.

7. Этика юриста и воспитание его нравственных начал.

8. Соотношение правовых и нравственных начал в деятельности юриста.

9. Влияние профессионализма, правовой культуры, профессиональной этики юриста на его социальный статус в коллективе и в обществе.

 

Тема 8. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста

1. Юридическая техника как наука о правилах составления юридических документов: понятие и виды юридической техники..

2. Средства и способы юридической техники.

3. Понятие юридических документов и их виды.

4. Составление юридических документов как главное слагаемое юридической профессии.

5. Работа юриста с юридическими текстами. Требования, предъявляемые к оформлению юридических документов.

6. Работа юриста по изучению нормативных актов и составлению на их основе актов индивидуальных.

7. Юридическая литература как основной источник правовой информации.

8. Основные электронно-справочные правовые системы и их профессиональное применение на практике.

 

3.2. Лекции

 

3.2.1. Лекции для студентов очной формы обучения (12 часов)

 

Тема 1. Место учебного курса «Введение в юридическую профессию» в системе юридических дисциплин (2 часа)

План:

1. Предмет и методология учебного курса.

2. Основные задачи и цели освоения учебного курса.

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

4. Взаимосвязь данного вводного курса с другими юридическими дисциплинами.

5. Общеобразовательное и профессиональное значение изучаемого курса.

Задание для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.

Использование студентами дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.

 

Тема 2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции (2 часа)

1. Понятие и основные черты юриспруденции.

2. Важнейшие дефиниции юриспруденции.

3. Юриспруденция как совокупность специальных знаний.

4. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности.

5. Социальное назначение юриспруденции.

Задание для подготовки к лекции:

Студентам необходимо повторить учебный материал, полученный при изучении предметов «История» и «Обществознание» в рамках среднего (полного) образования, особое внимание, уделив понятию юриспруденции в широком смысле этого слова, как любой деятельности человека, организаций и государства, которая требует юридических познаний и навыков, профессиональной подготовки. Следует такжеповторить понятие науки, так как другое значение термина юриспруденция — это наука о праве и всех явлениях, с ним связанных.

 

Тема 3. История становления и развития профессии юриста (2 часа)

1. Юристы в древности.

2. Юристы в Средние века.

3. Юристы в Новое время.

4. Становление профессии юриста в России.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Особое внимание следует обратить на периодизацию исторических этапов. Родиной юридической науки и первых форм целенаправленной подготовки профессиональных правоведов по праву можно считать Древний Рим. Студентам необходимо вспомнить основные этапы истории как европейских государств, так и России.

 

Тема 4. Профессия — юрист (общие положения) (2 часа)

1. Понятие и основные виды профессиональной деятельности юриста.

2. Содержание и структура профессиональной деятельности юриста.

3. Особенности профессиональной деятельности юриста.

4. Социальная направленность юридической профессии

Задания для подготовки к лекции:

Студентам необходимо повторить учебный материал, полученный при изучении предметов «История» и «Обществознание» в рамках среднего (полного) образования, особое внимание уделив понятию и признакам права. Юридическую профессию можно рассматривать в качестве самостоятельного рода занятий, связанного с правовым регулированием, регламентацией и правовым обеспечением соответствующего поведения людей в сфере права.

 

Тема 5. Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста (1 час)

1. Основные сферы профессиональной юридической деятельности (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная).

2. Виды юридической профессии: судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, юрисконсульт, работник службы безопасности, эксперт-криминалист и другие.

3. Правовой статус и деятельность юристов экономике.

Задания для подготовки к лекции:

Подготовка к лекции связана с повторением студентами учебного материала, изученного по предметам «История» и «Обществознание» в рамках среднего (полного) образования. Важно проанализировать строение общества и государственных органов. Юристы трудятся как в государственных органах и организациях, так и в негосударственных структурах.

 

Тема 6. Профессиональные навыки юриста (1 час)

1. Критерии юридичности деятельности профессионала.

2. Межличностные коммуникации юриста.

3. Техника проведения бесед.

4. Работа юриста с фиксированной информацией.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования. Особое внимание следует обратить на проблему юридичности деятельности. Юрист современного общества в силу сложности и многогранности права нуждается не только в особых знаниях, но также в умениях и навыках.

 

Тема 7. Правовая культура и профессиональная этика юриста (1 час)

1. Личность юриста.

2. Правовая культура юриста: понятие и основные черты.

3. Особенности содержания профессиональной этики (на примере судьи, прокурора, следователя).

4. Роль юриста в обществе.

Задания для подготовки к лекции:

Правовая культура отражает личность и деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанными с применением правовых знаний. При изучении данной темы студенты должны понимать, что правовое регулирование, его границы и эффективность самым непосредственным образом зависят и определяются уровнем развития правового сознания и правовой культуры.

 

Тема 8. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста (1 час)

1. Понятие юридических документов и их виды.

2. Понятие юридической техники, виды юридической техники.

3. Работа юриста по изучению юридических текстов.

4. Правоприменительная техника как вид юридической техники, её правовое регулирование, цели и значение.

Задания для подготовки к лекции:

Для более глубокого понимания юридической техники студентам необходимо восполнить знания и умения, приобретенные в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования, в связи с понятием правотворчества и правоприменения. Студенты при изучении данной темы должны различать отдельные виды юридической техники, обслуживающие правотворческий и правоприменительный процесс.

 

3.2.2.Лекция для студентов заочной и ускоренной форм обучения

 

Установочная сессия:

Тема 1. Место учебного курса «Введение в юридическую профессию» в системе юридических дисциплин (1 час)

План:

1. Предмет и методология учебного курса.

2. Основные задачи и цели освоения учебного курса.

3. Структура и содержание учебной дисциплины.

4. Взаимосвязь данного вводного курса с другими юридическими дисциплинами.

5. Общеобразовательное и профессиональное значение изучаемого курса.

Задание для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции студенты должны восполнить знания и умения, приобретенные ими в результате освоения таких предметов (дисциплин), как «История» и «Обществознание», изучаемых в рамках среднего (полного) общего образования.

Использование студентами дополнительных знаний, полученных в рамках изучения в школе факультативного предмета «Правоведение», значительно облегчит решение поставленных задач.

 

Тема 2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции (1 час)

1. Понятие и основные черты юриспруденции.

2. Важнейшие дефиниции юриспруденции.

3. Юриспруденция как совокупность специальных знаний.

4. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности.

5. Социальное назначение юриспруденции.

Задание для подготовки к лекции:

Студентам необходимо повторить учебный материал, полученный при изучении предметов «История» и «Обществознание» в рамках среднего (полного) образования, особое внимание, уделив понятию юриспруденции в широком смысле этого слова, как любой деятельности человека, организаций и государства, которая требует юридических познаний и навыков, профессиональной подготовки. Следует такжеповторить понятие науки, так как другое значение термина юриспруденция — это наука о праве и всех явлениях, с ним связанных.

3.3. Практические занятия

 

3.3.1.Практические занятия для студентов очной формы обучения

Тема 1. Профессия — юрист (общие положения) (2 часа)

1. Понятие, содержание и социальная роль профессии юриста.

2. Основные сферы и направления профессиональной деятельности юриста.

3. Виды профессии юриста.

4. Профессиональная речь юриста.

5. Влияние правовой культуры и профессиональной этики на деятельность юриста.

6. Состояние и перспективы востребования юристов в условиях модернизации российского общества, возрастания инновационных процессов в экономике, науке и технике.

Задания для подготовки к лекции:

При работе над данной темой студенту следует уяснить, что профессия юриста существует в системе социальных отношений, обеспечивает общественные потребности. Ее инфраструктура в определяющей степени связана как со стадиями правового регулирования, так и с совокупностью политических организаций общества (государственных и негосударственных). Студенты должны четко понимать особенности различных профессий юриста. Важнейшей составляющей деятельности юриста является владение грамотной профессиональная речь. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой действительности, в том числе и личности юриста. От уровня деловых качеств и компетентности юриста во многом зависит его востребованность в современных условиях.

 

Тема 2. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста (2 часа)

1. Составление юридических документов как главное слагаемое юридической профессии.

2. Понятие юридических документов и их виды. Технология подготовки юридических документов.

3. Юридическая техника как наука о правилах составления юридических документов: понятие и виды юридической техники.

4. Работа юриста по изучению нормативных актов и составлению на их основе актов индивидуальных.

5. Юридическая литература как основной источник правовой информации.

6. Основные электронно-справочные правовые системы и их профессиональное применение на практике.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Под юридической техникой понимается система правил, приемов и способов подготовки, оформления, публикации нормативных правовых актов и иных правовых документов. Студенты при изучении данной темы должны различать отдельные виды юридической техники, обслуживающие собственно правотворческий процесс, а также процессы применения и толкования права. Основное место должно быть уделено изучению правил построения и оформления нормативных правовых актов, реквизитам отдельных видов юридических документов. Существенное значение имеет вопрос изучения источников правовой информации.

 

План практического занятия для студентов заочной и ускоренной форм обучения (2 часа)

 

Тема: «Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста»

1. Составление юридических документов как главное слагаемое юридической профессии.

2. Понятие юридических документов и их виды. Технология подготовки юридических документов.

3. Юридическая техника как наука о правилах составления юридических документов: понятие и виды юридической техники.

4. Работа юриста по изучению нормативных актов и составлению на их основе актов индивидуальных.

5. Юридическая литература как основной источник правовой информации.

6. Основные электронно-справочные правовые системы и их профессиональное применение на практике.

Задания для подготовки к практическому занятию:

Под юридической техникой понимается система правил, приемов и способов подготовки, оформления, публикации нормативных правовых актов и иных правовых документов. Студенты при изучении данной темы должны различать отдельные виды юридической техники, обслуживающие собственно правотворческий процесс, а также процессы применения и толкования права. Основное место должно быть уделено изучению правил построения и оформления нормативных правовых актов, реквизитам отдельных видов юридических документов. Существенное значение имеет вопрос изучения источников правовой информации

 

3.4. Самостоятельная работа студента

 

Усвоение учебной программы и подготовка к профессиональной деятельности невозможны только в ходе аудиторных занятий. Каждый человек, а тем более студент, обязан постоянно работать над собой, повышать уровень своих знаний, идти в ногу со временем.

Самостоятельная работа студентов по рассматриваемой учебной дисциплине может включать следующие виды:

— поиск и изучение учебной литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме;

— изучение и анализ правовых документов по отдельным темам курса;

— написание эссе-реферата, контрольной работы;

— подготовка и участие в научных студенческих конференциях.

 

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов очной формы обучения по отдельным разделам и темам курса (включая задания по каждой теме)

п/п

Название темы

Задание для самостоятельной работы студента

Форма контроля преподавателем

1.

Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин

Письменная работа

Проверка письменных

работ

2.

Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

Письменная работа

Проверка письменных

работ

3.

История становления и развития профессии юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

4.

Профессия — юрист (общие положения)

Подготовка реферата на

данную тему

 

Дискуссия на практическом занятии; оценка

результатов по балльно-рейтинговой системе

5.

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

6.

Профессиональные навыки юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

7.

Правовая культура и профессиональная этика юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

8.

Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста

Участие в дискуссии

на тему «К вопросу о

соотношении теории и

практики в юридической

технике»

Оценка участия и результатов дискуссии по

балльно-рейтинговой

системе

 

 

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения и заочной ускоренной формы обучения по отдельным разделам и темам курса (включая задания по каждой теме)

 

п/п

Название темы

Задание для самостоятельной работы студента

Форма контроля преподавателем

1.

История становления и развития профессии юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

2.

Профессия — юрист (общие положения)

Письменная работа

Проверка письменных

работ

3.

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

4.

Профессиональные навыки юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

5.

Правовая культура и профессиональная этика юриста

Письменная работа

Проверка письменных

работ

6.

Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста

Участие в дискуссии

на тему «К вопросу о

соотношении теории и

практики в юридической

технике»

Оценка участия и результатов дискуссии

 

 

 

4. Образовательные технологии

 

Не менее 20% аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах, в том числе: дискуссии;дебаты.

Интерактивные образовательные технологии

для очной формы обучения

Семестр

Вид занятия

 

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

I

Практические занятия

дискуссии, дебаты

4

Итого:

4

 

Интерактивные образовательные технологии

для заочной формы обучения и заочной формы ускоренногообучения

Семестр

Вид занятия

 

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

I

Практические занятия

дискуссии, дебаты

4

Итого:

4

 

5.   Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов

 

Тематика эссе и контрольных работ

1. Юриспруденция: понятие, сущность и содержание.

2. Основные дефиниции юриспруденции.

3. Юриспруденция как совокупность специальных знаний.

4. Юриспруденция как сфера профессиональной деятельности.

5. Исторические этапы становления и развития профессии юриста.

6. Содержание работы юриста в древности, Средние века и Новое время.

7. Особенности становления профессии юриста в России.

8. Профессия — юрист: понятие, основные черты, социальное предназначение.

9. Предпосылки становления профессии юриста.

10. Сущность и содержание юридической профессии.

11. Основные сферы и направления юридической деятельности.

12. Виды юридической профессии (общая характеристика).

13. Профессиональные особенности труда юриста.

14. Профессиональные навыки юриста.

15. Профессиональные обязанности юриста.

16. Профессиональное поведение юриста.

17. Профессиональные требования к юристу.

18. Юрист в органах государственной власти.

19. Юрист в научной сфере, учебных заведениях.

20. Юрист в правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате.

21. Юристы в государственных организациях, учреждениях, предприятиях.

22. Юрист в сфере бизнеса (корпоративный юрист).

23. Правозащитная деятельность юриста: цели, задачи, принципы.

24. Правовое мышление юриста: понятие и содержание.

25. Профессиональная речь юриста.

26. Правовая культура юриста.

27. Профессиональная этика юриста.

28. Психология юридического труда юриста.

29. Профессиональные и личные качества юриста.

30. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста.

31. Юридические документы: понятие и виды.

32. Технология составления юридических документов.

33. Профессиональная грамотность и речь в деятельности юриста.

 

Вопросы самоконтроля для проведения промежуточной

аттестации (зачета) по учебной дисциплине

1. Место и роль курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин, в профессиональной подготовке юриста.

2. Предмет и методология учебного курса «Введение в профессию».

3. Основные задачи и цели освоения курса «Введение в профессию».

4. Структура и содержание учебной дисциплины «Введение в профессию».

5. Методика подготовки студента к профессии юриста. Требования, предъявляемые к сдаче экзаменов, зачетов, написанию курсовых, дипломных и иных работ.

6. Понятие и основные черты юриспруденции.

7. Юриспруденция как совокупность специальных знаний и как сфера профессиональной деятельности.

8. Дефиниции юриспруденции: понятие и их виды.

9. Значение юридической науки для работы юриста.

10. Социальное предназначение юриспруденции.

11. Понятие и содержание профессии юриста.

12. Исторические этапы становления и развития профессии юриста. Юристы древности. Юристы Средневековья. Юристы в Новое время.

13. Особенности становления профессии юриста в России.

14. Основные формы профессиональной юридической деятельности.

Принятие правового акта. Специализированная профессиональная деятельность.

15. Слагаемые юридической профессии.

16. Правовая работа и юридическая деятельность.

17. Квалификационные и личностные требования к юристу.

18. Предпосылки становления профессии юриста.

19. Методика обучения профессии юриста.

20. Роль практики в формировании профессиональных качеств и навыков юриста.

21. Функции юридической деятельности.

22. Социальная ценность юриста-профессионала.

23. Основные сферы и направления профессиональной деятельности юриста в условиях рыночной экономики.

24. Юристы в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Особенности их профессиональной деятельности.

25. Юристы в правоохранительных органах. Особенности их профессиональной деятельности.

26. Юристы в государственных организациях, учреждениях, предприятиях.

27. Юристы в научной сфере и учебных заведениях.

28. Юристы в сфере бизнеса (корпоративные юристы).

29. Виды юридической профессии. Общая характеристика.

30. Профессия судьи. Понятие и содержание.

31. Профессия прокурора. Понятие и содержание.

32. Профессия следователя, дознавателя. Понятие и содержание.

33. Профессия судебного пристава. Понятие и содержание.

34. Профессия адвоката. Понятие и содержание.

35. Профессия юрисконсульта: понятие и основные особенности.

36. Профессия нотариуса: понятие и основные особенности.

37. Профессия эксперта. Разновидности экспертной работы, ее содержание и основные особенности.

38. Правозащитная деятельность юристов. Общая характеристика.

39. Понятие и основные черты правозащитной деятельности юристов.

40. Цели, задачи и принципы правозащитной деятельности.

41. Объект и субъект правозащитной деятельности.

42. Органы и лица, осуществляющие правозащитную деятельность.

43. Юридические средства и способы защиты прав и свобод граждан.

44. Взаимодействие правозащитников и правозащитных организаций с государственными органами в обеспечении защиты прав и свобод граждан.

45. Профессиональные обязанности юристов: общая характеристика.

46. Понятие, содержание и цели профессиональных обязанностей юриста.

47. Факторы, влияющие на исполнение юристом своих профессиональных обязанностей.

48. Оценка качества исполнения профессиональных обязанностей юриста.

49. Законность исполнения профессиональных обязанностей юриста.

50. Рационализация профессиональной деятельности юриста.

51. Пути достижения рациональности и качества исполнения профессиональных обязанностей юриста.

52. Правовая культура юриста: понятие и основные черты.

53. Структура, функции и задачи правовой культуры юриста.

54. Правовое мышление юриста: понятие и содержание.

55. Специфические особенности общения и взаимодействия в работе юриста.

56. Психология юридического труда.

57. Профессиональная этика юриста: понятие и содержание.

58. Соотношение правовых и нравственных начал в работе юриста.

59. Разновидности профессиональной этики юриста: понятие, классификация, содержание.

60. Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста.

61. Технология изучения и подготовки юридических документов.

62. Составление юридических документов как главное слагаемое юридической техники.

63. Общие требования и правила подготовки юридических документов.

64. Методы и средства профессиональной юридической деятельности.

65. Профессиональная грамотность и речь в деятельности юриста.

66. Профессиональная деформация в деятельности юриста: понятие и основные признаки.

67. Правовая ответственность юриста за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей.

68. Состояние и перспективы востребования юристов в условиях модернизации российского общества, возрастания инновационных процессов в экономике, науке и технике.

 

 

 

5.1. Оценка работы студентов по балльно-рейтинговой системе БаРС

 

Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений студентов (БаРС) — это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы.

Основными видами контроля уровня образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств — компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) являются:

текущая аттестация;

рубежный контроль по дисциплинарному модулю;

промежуточная аттестация по дисциплине (экзаменационный зачет).

Аттестационная оценка за освоение дисциплины, выставляемая в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента, формируется на основе накопленных баллов по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине в семестре, равна 100.

Минимальная (пороговая) сумма баллов, набранная студентом в процессе текущей аттестации, которая позволяет ему быть допущенным к промежуточной аттестации составляет 40 баллов.

При формировании аттестационной оценки по дисциплине в семестре на промежуточной аттестации к сумме баллов, полученных по дисциплине в ходе текущей аттестации (Ат — не более 60 баллов)), прибавляются баллы, набранные в ходе промежуточной аттестации (Ап — не более 40 баллов).

В экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента выставляются показатель (в баллах) и оценка по дисциплине за семестр по традиционной шкале:

зачеты:

от 60 до 100 баллов — «зачтено»

меньше 60 баллов — «не зачтено»

 

 

Критерии оценки работы студентов очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно–рейтинговой системе в 1 семестре

 

Номер модуля

Наименование изучаемых тем

Кол-во семин. / практ. занятий

Кол-во баллов по рез-там текущ. и рубеж.контр.

1 / …

Тема 1. Место учебного курса «Введение в профессию» в системе юридических дисциплин

 

 

Тема 2. Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

 

 

Тема 3. История становления и развития профессии юриста

 

 

Тема 4 Профессия — юрист (общие положения)

1

25

Тема 5. Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности. Виды профессии юриста

 

 

Тема 6. Профессиональные навыки

юриста

 

 

Тема 7. Правовая культура и профессиональная этика юриста

 

 

Тема 8. Юридическая техника в профессиональной деятельности

юриста

1

25

 

 

 

 

 

10

Рубежный контроль

 

 

 

Всего по дисциплине (модулю) в 1семестре по результатам текущего и рубежного контроля в семестре

 

60

 

 

 

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование

темы учебной

дисциплины

Коды формируемых компетенций

Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)

1.

2.

3.

4.

1

Место учебного курса «Введение в юридическую профессию» в системе юридических дисциплин

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: предмет и методологию курса; основные задачи и цели освоения учебной дисциплины, ее структуру и содержание; взаимосвязь данной дисциплины с другими юридическими дисциплинами; образовательное и профессиональное значение изучаемого курса.

Уметь: обосновать необходимость изучения данной учебной дисциплины студентами-первокурсниками, показать что она дает для вхождения в мир юридической науки и его познания.

Владеть: юридической терминологией, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной юридической деятельности.

2

Понятие, содержание и социальное назначение юриспруденции

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: понятие «юриспруденция», охватывающее все сферы приложения труда юриста: юридическую практику, юридическое образование и юридическую науку; важнейшие дефиниции юриспруденции; истоки и функции юриспруденции; социальное предназначение юриспруденции; образовательные учреждения и формы обучения юристов; содержание общеобразовательного стандарта по специальности «Юриспруденция».

Уметь: различать юриспруденцию как совокупность специальных знаний и как сферы профессиональной деятельности юриста; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять системный и иные подходы к изучению актуальных проблем юриспруденции.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности юриста.

3

История становления и развития профессии юриста

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: основные исторические этапы становления и развития профессии юриста (от древнейших времен до наших дней); особенности профессии юриста: в древности (в частности, в Древней Греции, Древнем Риме); в Средние века (например, в Западной Европе, средневековом Востоке); в Новое время (в Англии, других странах Британского содружества, США и др. странах); становление профессии юриста в России.

Уметь: показать историческое значение права древности, в частности, римского права в мировой юриспруденции, его роль в обогащении профессии юриста новым содержанием; отличие юристов средневековья от юристов древности; становление судебного права, юридическую природу и значимость решений судей в англо-саксонской правовой системе Нового времени; специфические особенности становления профессии юриста в России.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

4

Профессия —

юрист (общие

положения)

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-13, ПК-2,

ПК-5, ПК-6,

ПК-8, ПК-9,

ПК-12, ПК-15,

ПК-17, ПК-18,

ПК-19

Знать: понятие, основные черты, специфические особенности профессии юриста; слагаемые юридической работы; предпосылки становления профессии юриста; методику подготовки к профессии юриста; положение юристов в системе общественного разделения труда; роль права в жизни общества и его ценности; текущее законодательство, развивать юридическое мышление; социальную роль и значимость профессии юриста.

Уметь: применять полученные правовые знания в практической деятельности; разбираться в фактических обстоятельствах того случая, который он рассматривает; найти строго определенный нормативно-правовой акт, который распространялся бы именно на данный случай, правильно истолковать его; работать с людьми;

оперировать фактами и правильно применять нужную правовую норму в конкретном деле.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, данными юридической практики — судебной, прокурорской, следственной и т.п.

5

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности.

Виды профессии юриста

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: содержание, сферы применения, направления юридической деятельности (правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершение нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях), особенности видов юридической профессии (судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, юрисконсульт, эксперт-криминалист, судебный пристав и др.); профессиональные и нравственные требования, предъявляемые к представителям различных юридических профессий.

Уметь: понимать различия между сферами, направлениями профессиональной юридической деятельности, основными юридическими профессиями; использовать полученные знания для планирования своей профессиональной карьеры юриста после окончания вуза.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

6

Профессиональные навыки юриста

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19

Знать: понятие и содержание основных профессиональных навыков, необходимых современному юристу: навыки самоорганизации; работы с информацией; коммуникативные навыки; интервьюирование и консультирование клиента; профессиональный анализ дела и выработка позиции по делу; навыки допроса в суде и публичных выступлений в судебных прениях; применение альтернативных способов правового разрешения споров.

Уметь: толковать и применять законы и другие нормативные акты; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; составить юридический документ; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; систематически изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

7

Правовая культура и профессиональная

этика юриста

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: понятие и особенности правовой культуры и профессиональной этики юриста; профессиональные основы и современное состояние правовой культуры юристов; соотношение правовых и нравственных начал в деятельности юриста; влияние профессионализма, правовой культуры и этики юриста на его социальный статус в обществе; особенности этики следователя, дознавателя, судейской, прокурорской, адвокатской этики, этики нотариуса, правила поведения юристов в профессиональной деятельности;культуру процессуальных документов; нравственное значение профессии юриста.

Уметь: осознанно понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы профессиональной этики юриста; осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления, правовой культуры и юридической этики; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

8

Юридическая техника в профессиональной деятельности юриста

ОК-1, ОК-2,

ОК-3, ОК-4,

ОК-5, ОК-6,

ОК-7, ОК-8,

ОК-9, ОК-11,

ОК-12, ОК-13,

ПК-2, ПК-5,

ПК-6, ПК-8,

ПК-9, ПК-12,

ПК-15, ПК-17,

ПК-18, ПК-19

Знать: понятие, структуру, содержание и виды юридической техники; общие правила юридической техники; средства и способы юридической техники; технологию составления юридических документов, их особенностей, основные требования, предъявляемые к оформлению юридических документов.

Уметь: различать юридическую и законодательную технику; работать с источниками нормативных правовых актов, правовой информацией, юридической литературой; основными электронно-справочными правовыми системами и профессионально применять их на практике.

Владеть: юридической терминологией, навыками работы с правовыми актами, навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности, навыками подготовки юридических документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение

 

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Официальное издание. М., Юридическая литература, 2011.

2. Федеральный закон от 13.01.96 г. «Об образовании» (с изм. и доп. на 3.06.11 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 23, ст. 3261.

3. Федеральный закон от 22.08.96 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп. на 2.02.11 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г., № 6, ст. 793.

4. Федеральный конституционный закон от 31.12.96 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. на 27.12.09 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 52 (часть 1), ст. 6402.

5. Закон Российской Федерации от 26.06.92 г. «О статусе судей Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21.06.95 г. (с изм. и доп. на 28.12.10 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 16.

6. Федеральный конституционный закон от 21 июня 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. на 28.12.10 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 1.

7. Федеральный конституционный закон от 7.02.11 г. «О судах общей юрисдикции» // Российская газета, 2011, 13 февраля.

8. Федеральный конституционный закон от 23.06.99 г. «О военных судах Российской Федерации» (с изм. и доп. на 7.02.11 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 899.

9. Федеральный конституционный закон от 28.04.95 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 30.04.10 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 18, ст. 2141).

10.Федеральный закон от 17.11.95 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. на 7.02.11 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 901.

11. Федеральный закон от 31.05.02 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 23.07.08 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (часть II), ст. 3616.

12. Федеральный закон от 11.02.93 г. «Основы законодательства о нотариате» (с изм. и доп. на 5.07.10 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3554.

13. Федеральный закон от 7.02.11 г. «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

14. Федеральный закон от 21.07.97 г. «О судебных приставах» (с изм. и доп. на 27.07.10 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4182.

 

Основная литература

1. Введение в юридическую профессию: учебник для бакалавров/ отв. ред. Т. Н. Радько.-М.: Проспект, 2013.-351 с.- (Серия учебников МГЮА для бакалавров).

2. Кикоть В.Я. Введение в специальность «Юриспруденция» [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кикоть В.Я., Румянцев Н.В., Алексий П.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 283 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15339.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная литература

1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П.Михайловой.- М., 2006.

2. Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия — прокурор. Введение в юридическую специальность.- М., 1998.

3. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Учебное пособие.- М., 1976.

4. Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право, 2006, № 9.

5. Белкин Р.С. Профессия — следователь.- М., 1998.

6. Введение в юридическую профессию: учебник для бакалавров/ отв. ред. Т. Н. Радько.- М., 2013.

7. Введение в специальность «Юриспруденция». Учебное пособие / под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2011.

8. Введение в специальность «Юриспруденция». Учебное пособие / под ред. А.М. Артемьева, Ф.К. Зиннурова.- М., 2010.

9. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности.- М., 2003.

10. Гущин В.З., Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722–2002 гг.): история, события, люди // Государство и право, 2004, № 5.

11. Денисов Г.И. Юридическая техника и практика // Журнал российского права, 2005, № 8.

12. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Проес-сиональная деятельность юриста. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2009.

13. Иванов В.Н. Профессия — юрист.- М., 1998.

14. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учеб.пособие.- М., 2011.

15. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность.- Саратов, 1989.

16. Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права. Учебное пособие.- М., 2009.

17.Кашанина Т.В. Юридическая техника. Учебник.- М., 2007.

18. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник. 3-е изд., с изм.- М., 2011.

19. Кучерена А.Г. Адвокатура.- М., 2004.

20. Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист). Учеб.-практ. пособие.- М., 2001.

21. Мурадян Э.М. Свидетель, адвокат и нотариус // Государство и право. 2004, № 7.

22. Петручак Л.А. Правовая культура и правовой нигилизм. — Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века». Кутафинские чтения.- М., 2009.

23. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Учебник / под ред. Мирзоева Г.Б. и Григорьева В.Н.- М., 2010.

24.Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения / под ред. Л.А. Воскобитовой, Л.П. Михайловой, Е.С. Шугриной.- М., 2001.

25. Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа. Учебник.- М., 2004.

26. Россинская Е.Р. Профессия — эксперт.- М., 1999.

27. Румынина В. В. Введение в юридическую специальность: учебник.- М., 2011.

28. Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов. Понятие. Сущность. Содержание: учеб.пособие.- М., 2014.

29. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право, 2004, № 9.

30. Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. Учебное пособие.-М., 2013.

31. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста.- М., 2000.

32. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию: учеб.пособие ∕ под ред. В.П. Малахова, С.В. Долгушиной.- М., 2014.

33. Упоров И.В. Профессия — юрист.- Ростов н/Д, 1999.

34. Хазова О.А. Искусство юридического письма. Из серии «Профессиональные навыки юриста».- М., 2011.

35. Шугрина Е.С. Техника юридического письма.- М., 2000.

 

 

 

 

 

 

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

 

— Аудиторный фонд СЗИ(ф) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

— Библиотека СЗИ(ф) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

— Оборудование для дистанционного проектирования в лекционных залах учебного материала.

— Компьютерное оборудование и программное обеспечение, включая доступ в Интернет.

— Использование компьютера для демонстрации аналитических схем и таблиц.

Интернет-ресурсы

Институт государства и права Российской академии наук — www.igpan.ru/rus

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» — http://www.law.edu.ru/

Официальный сайт Государственной Думы РФ — www.duma.gov.ru

Официальный сайт Правительства РФ — http://www.kremlin.ru/mainpage.e.shtml

Справочно-правовая система «Кодекс» — www.Kodeks.ru

Справочно-правовая система «Гарант» — www.garant.ru

Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» — http://www.consultant.ru/

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин

от «25» июня 2015 года, протокол №10.

 

 

 

 

 

1Сокращения, принятые в тексте:

ФГОС ВПО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ОП — образовательная программа.

ОК — общекультурные компетенции

ПК — профессиональные компетенции

 


Без рубрики

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *